«Народное голосование» должно показать, что мы в массе своей думаем о качестве нашей медицины. Проект начался с онлайн-анкетирования по работе поликлиник и больниц, теперь к нему присоединился опрос по «скорой», а в дальнейшем можно будет оценить работу роддомов, станций переливания крови.
«Безусловно, не каждый может определить профессиональную компетенцию врача, который его осматривает. Но любой человек может оценить условия оказания медицинской помощи», — поясняет заместитель министра здравоохранения Татьяна Яковлева. Тем не менее даже те «внешние» признаки работы медиков, которые оценивают пациенты, обычно говорят о многом. В поликлинике чисто, нет путаницы при записи на прием, а для ожидающих в очереди установлено достаточное количество кресел? Регистратор приветлив и «не футболит», а пытается решить проблему пациента? Врач внимателен, готов выслушать и объяснить свои назначения? Согласитесь, мы все мечтаем лечиться в таких условиях.
Чтобы «народное голосование» было объективным, в минздраве разработали критерии оценки для обычных пациентов-неспециалистов. Их, собственно, пять: открытость и доступность информации о медорганизации; комфортность и доступность медуслуг; время ожидания; доброжелательность и компетентность врачей и другого персонала и, как итоговый, — удовлетворенность пациента.
Важно, что анкеты не улетают в «черную дыру»: ответы всех пациентов суммируются, и каждое из медучреждений получает рейтинговую оценку. Эта информация не для «внутреннего пользования», она доступна на сайтах региональных департаментов здравоохранения. «Положительную оценку с учетом всех критериев получают медорганизации, если каждый из показателей хорошо оценивает более 70% участников опроса, — пояснили „РГ“ в минздраве. — Максимальная сумма баллов для поликлиник — 73, для больниц — 75».
Если по работе «скорой помощи» (голосование началось в июле) заполнено пока только несколько десятков анкет, то по поликлиникам и стационарам счет идет уже на десятки тысяч. Следовательно, можно говорить об объективной картине их работы. Зайдя, к примеру, на сайт департамента здравоохранения столицы, можно увидеть, что какие-то учреждения москвичи оценивают почти по максимуму, но есть и такие, которые едва-едва набрали несколько баллов.
«Такая обратная связь очень важна, — заявил „РГ“ директор НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Давид Мелик-Гусейнов. — Понятно, что не имеющие медицинских знаний граждане вряд ли смогут объективно оценить качественную сторону лечения — точность диагностики, правильность выбранной врачом тактики терапии. Поэтому упор в опросе сделан на деонтологию — нравственную сторону оказания помощи. Но и это направление крайне важно. Пациент имеет полное право не лечиться „вслепую“, а получить от врача полные данные о состоянии своего здоровья о схеме предстоящего лечения. Опросы показывают, что чаще всего неудовлетворенность пациента результатами лечения напрямую зависит от того, как врачи с ним общались, насколько были внимательны и открыты к общению».
Пока количество «народных» баллов не сказывается напрямую на финансировании учреждения. Хотя при поощрении руководителей рейтинг может учитываться. Но пациенты уже получили дополнительный источник информации: они заранее могут узнать, на что рассчитывать, обращаясь в ту или иную поликлинику или больницу.
Фото: Сергей Куксин/РГ