Об этом сообщил журналистам статс-секретарь, заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов.
По его словам, для торговцев «с колес», юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, правительство примет упрощенный, заявительный порядок деятельности. Кроме того, новые правила простимулируют спрос на выпуск дополнительно как минимум 50 тысяч новых отечественных автофургонов. В стране появится более 100 тысяч рабочих мест, сопутствующая инфраструктура — новые парковки, заправки, мойки, мастерские шиномонтаж.
До сих пор в действующем законодательстве мобильная торговля не прописывалась. В результате местные власти ее либо игнорировали, либо приравнивали к нестационарной, и таким образом машина превращалась в киоск, то есть сдвинуться с места (с точки на карте) не имела права. Вдобавок автовладельцев обязывали заключать договоры аренды земельного участка, проводить торги. Теперь автопродавцы смогут менять дислокацию без ограничений, а цены на свежие товары, покупаемые без посредников, снизятся. Например, прямые продажи мобильной сети от заводов-производителей в Москве и Санкт-Петербурге (мясная гастрономия, рыба, молоко) уменьшают розничные цены на 20-40 процентов по сравнению с супермаркетами, привел пример Евтухов. В свою очередь, от «мобильных магазинов» власти будут требовать соблюдения всех санитарно-гигиенических требований. Предполагается, что использовать можно будет грузовые автофургоны «возрастом» не старше трех лет. А молочные продукты вперемешку с рыбой, хлебом, гвоздями или постельным бельем продавать в городах точно не разрешат. Продумана и привязка автолавок к правилам дорожного движения в райцентрах и городах.
Министерство предлагает два варианта предоставления места. Первый, когда органы местного самоуправления включают объект в схему размещения, и тогда проводятся торги. Второй путь — когда предприниматель хочет сам дополнить схему. При этом власти не вправе менять требования к внешнему виду и техническому состоянию киосков в течение 7 лет.
С принятием поправок в России также появится и понятие «социально значимых торговых объектов» с льготными условиями размещения. К таким по закону относятся торговля продуктами питания. К социально значимым специализациям министерство также приравняло торговлю печатной продукцией, изделиями народных художественных промыслов. Региональные власти смогут дополнять список при необходимости.
По мнению представителей отраслевых союзов, эти и другие поправки в закон о торговле позволят, наконец, ликвидировать перекосы между крупным и мелким торговым бизнесом, которые из антагонистов превращаются в союзников и партнеров.
«Решения, улучшающие самочувствие мелких торговых компаний, улучшают и положение крупных торговых сетей», — сказал председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Ломакин-Румянцев.
Работа над поправками закона, похоже, сплотила торговцев всех форматов настолько, что с одобрения минпромторга, они приняли решение о создании саморегулируемого Совета рынка. Положение о нем примут в течение двух ближайших месяцев.
Кстати, российский закон о торговле — один из самых жестких законов в странах, в которых введено регулирование этой отрасли, отметил Евтухов. По его словам, столь жесткого регулирования отношений торговых предприятий и поставщиков, по сути, не потребуется, если начнут действовать механизмы саморегулирования отрасли.
Фото: Аркадий Колыбалов/ РГ