Сейчас детские удерживающие устройства (а это не только кресла, но и люльки, адаптеры, бустеры*) обязательны для перевозки маленького пассажира до наступления 12-летия только на переднем месте. А для задних сидений возможны «иные средства, позволяющие пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности», это четко прописано в ПДД. В этом и проблема, потому что многие просто-напросто кладут на сиденье подушку или свернутое в несколько раз одеяло, чтобы ребенок сидел повыше, и это уже не будет нарушением. Но при аварии проку от такой защиты немного, потому что ребенок выскальзывает из-под ремня.
— Более пяти лет мы повторяем, что самая надежная защита ребенка в автомобиле – это качественное детское автокресло, оно способно сократить риск травм в случае аварии в 2-3 раза, — говорит Наталья Агре, президент экспертного центра «Движение без опасности».
Вот и предложили гаишники требовать ГОСТовские удерживающие устройства, соответствующие весу и росту, и на задних креслах, но только для самых маленьких — до семи лет. Иначе штраф — 3000 рублей. И лишь для детей побольше — от семи до одиннадцати лет включительно — разрешать использовать «иные приспособления». Оно и понятно: школьники часто бывают крупными, удобно посадить мальчика ростом метр пятьдесят в детское кресло невозможно.
Еще одно новшество — детей до семи лет запретят оставлять одних в машине. Казалось бы, заботливые родители и так не забудут маленького одного. Но оставляют, и еще как! Особенно с появлением платной эвакуации за нарушения правил парковки. Ведь с людьми (тем более — детьми) в салоне эвакуировать нельзя. Бросил машину где попало и ребенка в ней закрыл, чтобы не забрали — такие случаи теперь не редкость. Отдельного штрафа за это нет, но с нового года будет наказание в 500 рублей.
А потом, наверное, начнется наступление на продавцов «левых» кресел, потому что большая часть этой продукции на деле — бутафория, реальной защиты эти хлипкие поделки за три-пять тысяч с липовыми сертификатами гарантировать не могут.
*Бустер — сиденье без спинки, которое не крепится жестко в машине, а просто позволяет сесть чуть выше. Адаптер — лямка, дополнительно соединяющая верхнюю и нижнюю часть ремня безопасности.