Целью УТЗ является обучение работников действиям по реагированию, устранению аварий, инцидентов на объектах МН, расположенных в заболоченной местности, и их последствий.
Темой учебно-тренировочного занятия на линейной части магистрального нефтепровода (МН) Ухта-Ярославль стала ликвидация условной чрезвычайной ситуации (ЧС) техногенного характера. По легенде учений, «авария» произошла на заболоченном участке с выходом нефти на 311,8 км в связи с трещиной в продольном сварном шве. После получения сообщения от оператора приемно-сдаточного пункта о снижении давления диспетчер условно остановил перекачку нефти по трубопроводу.
На участок, где было зафиксировано «падение давления», оперативно прибыла патрульная группа линейной аварийно-эксплуатационной службы (ЛАЭС) нефтеперекачивающей станции (НПС) «Микунь», ЦРС «Ухта», ЛАЭС НПС «Урдома». Обнаружив условное повреждение нефтепровода, специалисты провели обследование для определения места повреждения и уточнения характера «аварии».
В соответствии с планом ликвидации аварии, на выполнение всего комплекса работ – от обнаружения утечки до запуска нефтепровода в работу – было отведено 60 часов 15 минут. В рамках УТЗ отрабатывались навыки взаимодействия персонала различных подразделений предприятия, а также применение нового и модернизированного оборудования на болотах.
Одной из основных сложностей при ликвидации аварий на заболоченных участках является их труднодоступность, в связи с чем в рамках УТЗ также идет проверка соответствия времени, затрачиваемого на выполнение отдельных этапов работ. Аварийные колонны, задействованные в УТЗ, прибыли к месту назначения в регламентные сроки. Для обеспечения жесткости рабочей площадки было применено мобильное дорожное покрытие для подъезда к месту условного разлива, устройство обвалования — для предотвращения его дальнейшего распространения, а также сорбирующие боны и береговые боновые заграждения. Кроме того, был разработан и обустроен специальный котлован для проведения работ по врезке временного вантуза.
По итогам учений, включавших 39 этапов, комплекс аварийно-восстановительных работ в условиях болотистой местности на нефтепроводе Ухта – Ярославль был полностью выполнен. Все этапы по локализации и ликвидации условного разлива последовательно отработаны, подразделения АО «Транснефть-Север» показали слаженную работу.