Поселок Ярега, казалось бы, обычный северный поселок, каких много на территории нашей страны. Впрочем, есть одно, но очень большое отличие, делающее Ярегу уникальным местом: три действующие нефтяные шахты – первые и единственные в нашей стране. 80 лет здесь «черное золото» извлекают из недр шахтным способом. Разогретая паром нефть стекает в шахту, откуда её поднимают на поверхность насосами. На поверхности нефть остывает, её вязкость кратно увеличивается, поэтому транспортировать ярегскую нефть по трубопроводу без спецмероприятий невозможно, так что долгое время нефть перевозилась только в цистернах по железной дороге. Ярегское месторождение тяжелой нефти – одно из старейших в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, оно уникально по величине запасов и особенностям состава углеводородного сырья. Высоковязкая нефть Яреги обладает аномальными свойствами, вязкостью до 3000 сСт при температуре 20 °С и температурой застывания минус 28 °С.
Однако времена идут, технологии не стоят на месте. И сейчас тяжелую нефть запустили в трубу. Правда, предшествовал этому огромный труд и уникальные разработки. Сырьё стало поступать в магистральный нефтепровод, когда нефтяники построили от Яреги до Ухты теплоизолированную трубу длиной около 30 километров. На приёмосдаточном пункте ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» нефть с Яреги смешивалась с более лёгкой, которая сначала поступала с Тэбукского месторождения, потом — с магистрального нефтепровода Уса — Ухта АО «Транснефть - Север». Объёмы перекачки ярегской нефти по нефтепроводу составляли всего около 500 тысяч тонн в год.
В 2015 году было принято решение об увеличении транспортировки ярегской нефти до 3,5 миллиона тонн в год. Началась кропотливая работа по разработке инвестиционного проекта и в апреле 2017 года «Транснефть» приступила к его реализации.
Для приёма высоковязкой нефти на территории нефтеперекачивающей станции «Ухта-1» Ухтинского районного нефтепроводного управления построены три теплоизолированных резервуара объёмом по 10 тысяч кубических метров каждый, пункт подогрева нефти с пятью теплообменниками, фильтры-грязеуловители, насосная подкачки с винтовыми насосами и узел смешения «ярегской» и «усинской» нефти, а также две котельные. Трубопроводы, по которым перекачивается ярегская нефть, теплоизолированы и чтобы тяжелая нефть не застыла по трубопроводу проложен греющий кабель протяжённостью более девяти километров.
Нефть ярегского месторождения в чистом виде через фильтры-грязеуловители поступает в резервуары, специально оборудованные теплоизоляцией и системой подогрева для поддержания температуры не ниже +50 °С. Необходимую температуру в резервуарах обеспечивает котельная. Далее нефть подаётся в узел смешения. Для этого на территории станции построена насосная подкачки. Там происходит смешение ярегской и усинской нефти. Современное оборудование в автоматическом режиме непрерывно определяет основные параметры нефти: текущую плотность, кинематическую вязкость, температуру, влагосодержание, расход, а также содержание серы.
Смесь нефтей для транспорта по магистральному нефтепроводу Ухта — Ярославль подаётся при температуре около +40 °С. Для её поддержания в нефтяной магистрали на головной нефтеперекачивающей станции «Приводино» Архангельской области также сооружены пункт подогрева нефти и котельная.
Для увеличения пропускной способности на нефтепроводе Ухта — Ярославль оборудованы пять установок по вводу противотурбулентных присадок. Кроме того, для транспортировки увеличивающихся объёмов нефти проведена замена роторов магистральных насосов на восьми нефтеперекачивающих станциях от Ухты до Ярославля.
В августе 2019 года «Транснефть» провела комплексное опробование всех построенных объектов, которое показало, что система магистральных нефтепроводов готова к работе на полную мощность: с Ярегского месторождения можно принимать до 3,5 миллиона тонн нефти в год. А пропускная способность нефтепровода Ухта — Ярославль увеличилась с 20,3 до 23,4 миллиона тонн в год.
Проект, реализованный «Транснефтью» уникальный для России и аналогов ему не было. При реализации уделяли внимание и экологической безопасности. К примеру, все котельные, построенные в рамках реализации инвестиционного проекта, работают на природном газе, что позволило повысить его экологическую безопасность и энергетическую эффективность.
В этом году "Транснефть" отмечает свое 30-летие. К этому юбилею Компания пришла с отличными показателями: применение новейших технологий, стабильная работа, предприятие развивается и достигает новых высот. Но самое главное «Транснефть» не собирается останавливаться на достигнутом. А это значит, что мы увидим еще не один успешно реализованный уникальный проект.