- Реклама -

Уникальные месторождения требуют применения уникальных технологий

Уникальные месторождения требуют применения уникальных технологий

Поселок Ярега, казалось бы, обычный северный поселок, каких много на территории нашей страны. Впрочем, есть одно, но очень большое отличие, делающее Ярегу уникальным местом: три действующие нефтяные шахты – первые и единственные в нашей стране. 80 лет здесь «черное золото» извлекают из недр шахтным способом.  Разогретая паром нефть стекает в шахту, откуда её поднимают на поверхность насосами. На поверхности нефть остывает, её вязкость кратно увеличивается, поэтому транспортировать ярегскую нефть по трубопроводу без спецмероприятий невозможно, так что долгое время нефть перевозилась только в цистернах по железной дороге. Ярегское месторождение тяжелой нефти – одно из старейших в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, оно уникально по величине запасов и особенностям состава углеводородного сырья. Высоковязкая нефть Яреги обладает аномальными свойствами, вязкостью до 3000 сСт при температуре 20 °С и температурой застывания минус 28 °С.

Однако времена идут, технологии не стоят на месте. И сейчас тяжелую нефть запустили в трубу. Правда, предшествовал этому огромный труд и уникальные разработки. Сырьё стало поступать в магистральный нефтепровод, когда нефтяники построили от Яреги до Ухты теплоизолированную трубу длиной около 30 километров. На приёмосдаточном пункте ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» нефть с Яреги смешивалась с более лёгкой, которая сначала поступала с Тэбукского месторождения, потом — с магистрального нефтепровода Уса — Ухта АО «Транснефть - Север». Объёмы перекачки ярегской нефти по нефтепроводу составляли всего около 500 тысяч тонн в год.

В 2015 году было принято решение об увеличении транспортировки ярегской нефти до 3,5 миллиона тонн в год. Началась кропотливая работа по разработке инвестиционного проекта и в апреле 2017 года «Транснефть» приступила к его реализации.

Для приёма высоковязкой нефти на территории нефтеперекачивающей станции «Ухта-1» Ухтинского районного нефтепроводного управления построены три теплоизолированных резервуара объёмом по 10 тысяч кубических метров каждый, пункт подогрева нефти с пятью теплообменниками, фильтры-грязеуловители, насосная подкачки с винтовыми насосами и узел смешения «ярегской» и «усинской» нефти, а также две котельные. Трубопроводы, по которым перекачивается ярегская нефть, теплоизолированы и чтобы тяжелая нефть не застыла по трубопроводу проложен греющий кабель протяжённостью более девяти километров.

Нефть ярегского месторождения в чистом виде через фильтры-грязеуловители поступает в резервуары, специально оборудованные теплоизоляцией и системой подогрева для поддержания температуры не ниже +50 °С. Необходимую температуру в резервуарах обеспечивает котельная. Далее нефть подаётся в узел смешения. Для этого на территории станции построена насосная подкачки. Там происходит смешение ярегской и усинской нефти. Современное оборудование в автоматическом режиме непрерывно определяет основные параметры нефти: текущую плотность, кинематическую вязкость, температуру, влагосодержание, расход, а также содержание серы.

Смесь нефтей для транспорта по магистральному нефтепроводу Ухта — Ярославль подаётся при температуре около +40 °С. Для её поддержания в нефтяной магистрали на головной нефтеперекачивающей станции «Приводино» Архангельской области также сооружены пункт подогрева нефти и котельная.

Для увеличения пропускной способности на нефтепроводе Ухта — Ярославль оборудованы пять установок по вводу противотурбулентных присадок. Кроме того, для транспортировки увеличивающихся объёмов нефти проведена замена роторов магистральных насосов на восьми нефтеперекачивающих станциях от Ухты до Ярославля.

В августе 2019 года «Транснефть» провела комплексное опробование всех построенных объектов, которое показало, что система магистральных нефтепроводов готова к работе на полную мощность: с Ярегского месторождения можно принимать до 3,5 миллиона тонн нефти в год. А пропускная способность нефтепровода Ухта — Ярославль увеличилась с 20,3 до 23,4 миллиона тонн в год.

Проект, реализованный «Транснефтью» уникальный для России и аналогов ему не было. При реализации уделяли внимание и экологической безопасности. К примеру, все котельные, построенные в рамках реализации инвестиционного проекта, работают на природном газе, что позволило повысить его экологическую безопасность и энергетическую эффективность.

В этом году "Транснефть" отмечает свое 30-летие. К этому юбилею Компания пришла с отличными показателями: применение новейших технологий, стабильная работа, предприятие развивается и достигает новых высот. Но самое главное «Транснефть» не собирается останавливаться на достигнутом. А это значит, что мы увидим еще не один успешно реализованный уникальный проект.

Вам также может понравиться

Вы успешно подписались на Информационная программа День - Новости Ухты
Отлично! Завершите оформление заказа, чтобы получить полный доступ ко всему премиум-контенту.
Добро пожаловать! Вы успешно вошли в систему.
Не удалось войти в систему. Повторите попытку.
Отлично! Ваша учетная запись полностью активирована, теперь у вас есть доступ ко всему контенту.
Отлично! Ваша платежная информация обновлена.
Не удалось обновить платежную информацию.