У проекта «Белкомур» есть все основания для воплощения

За последние дни Николай Герасимов дважды фигурировал в новостях о кадровых назначениях. 17 февраля появилась информация о том, что он избран председателем совета директоров компании «Белкомур». Затем он избавился от приставки «и.о.» к должности министра промышленности — указ о его назначении врио главы республики Сергей Гапликов подписал18 февраля. До сего дня Герасимов два месяца исполнял обязанности руководителя ведомства после ухода прежнего министра Андрея Самоделкина на должность главы администрации Сыктывкара. В интервью корреспонденту«7x7» министр прокомментировал перспективы одного из самых спорных и амбициозных проектов.


«Белкомур» — это комплексная программа промышленного и инфраструктурного развития Перми, Коми, Архангельской и Мурманской областей, она предполагает связать Архангельск и Соликамск железнодорожной магистралью через Сыктывкар.


— «Белкомур» — проект практически легендарный. Он воплотится в жизнь, как вы думаете?


— Он у общественности «завяз» в зубах и в памяти. То ли это миф, то ли… Конечно, имеют место быть критика и определенная доля скепсиса. Вместе с тем проект для региона с практически неразвитой инфраструктурой является одним из приоритетных. И это проект не регионального, а межрегионального характера. Он точно так же интересен Пермской области, где в Соликамске «закрыты» огромные мощности калийных солей, потому что они не могут быть вывезены через юг — его транспортные возможности забиты до предела. Он интересен Архангельску, где привязанная к региону трасса позволит реанимировать портовые амбиции региона. Он интересен всем регионам. Практически на тысячу километров он приближает возможности вывоза на Урал угля и бокситов. И у него есть экономические основания для реализации.


 А экономические возможности? Ведь последняя «утекла» в прошлом году на строительство моста через Керченский пролив.


— Возможности в различные годы появлялись и исчезали, и снова появлялись. Сегодня самый яркий интерес к этому бизнес-проекту проявляет Китайская республика. Ее интересует выход к морю. Чем отличается сегодня ситуация вокруг «Белкомура»? Активнейшими переговорами с китайской компанией Poly Technologies, они сегодня в стадии постоянно действующей комиссии, в рамках которой согласованы все базовые подходы к реализации проекта. В течение ближайших двух месяцев мы должны подписать тройственное соглашение между «Белкомуром», китайской компанией и РЖД. Это главные интересанты. В апреле состоится заседание Арктического совета, на комиссии должны рассмотреть проект «Белкомур» как элемент арктической инфраструктуры. Об этом говорил [вице-премьер правительства России Дмитрий] Рогозин на Арктическом форуме в декабре, он назвал «Белкомур» в числе перспективных проектов Арктической программы. Это абсолютно рабочая задача. После или параллельно «Арктике» будет подписано межправительственное соглашение двух стран о реализации проекта. Это вопрос четырех месяцев. Тогда мы перейдем к формированию концессионного соглашения «Белкомур — РЖД — China Poly Group». К этому добавить практически нечего. У меня как у председателя правления «Белкомура» есть серия конкретных задач в этом коридоре. Задачи реализуемые. Не сомневаюсь, что финансовое участие России в этом проекте будет закреплено, это, опять же, вопрос концессионного соглашения.


— Вы в это верите как специалист или как должностное лицо?


— Я постоянно следил за сделанными шагами в реализации проекта. Именно эти шаги позволяют мне сегодня говорить о перспективе, она есть, несмотря на кризис, несмотря на ситуацию.


 


***



Планам строительства железнодорожной магистрали от Соликамска через Сыктывкар до Архангельска — не одно десятилетие. Общая протяженность магистрали по проекту — более тысячи километров, из них 449 километров — реконструкция существующих участков, 712 километров — строительство новых путей. Общий объем планируемых частных инвестиций в указанные проекты превышает 700 млрд рублей, без учета возможного строительства глубоководного порта в Архангельске. Новая магистраль имеет стратегическое значение для России, поскольку свяжет Урал, Республику Коми напрямую с незамерзающими портами Архангельска, Мурманска и Северной Европы. В перспективе новая дорога обеспечит кратчайший путь в Северную Европу и регионы Сибири, Казахстана и Средней Азии, создавая хорошие условия для транзита грузов через Россию. 


 


Фото: gazeta-respublika.ru, скриншот с сайта belkomur.com