У ЛУКОЙЛа появился план продать Ухтинский НПЗ
ЛУКОЙЛ готов дешево продать ставший неприбыльным Ухтинский НПЗ мощностью около 4 млн т в год вместе с заправками или по отдельности, чтобы вложить вырученные средства в проекты по добыче в России, сообщил РБК источник в компании. В числе вероятных претендентов на покупку участники рынка называют несколько структур, в том числе «РуссНефть» и «Новый поток»
НК «ЛУКОЙЛ», решившая продать треть своего заправочного бизнеса, прибыльность которого пострадала от роста налоговой нагрузки, также ищет покупателя на свой Ухтинский НПЗ в Республике Коми, перерабатывающий около 4 млн т сырья в год. Источник в компании сообщил РБК, что производство может быть продано с дисконтом к рыночной цене, причем вместе с сетью заправочных станций (более 700 АЗС в Центральной России). Об этом также знает один из консультантов нефтяных компаний.
По данным источников РБК, вероятными претендентами на завод и сеть АЗС являются «РуссНефть» Михаила Гуцериева, «ФортеИнвест» его племянника Саида Гуцериева, «Новый поток», чьим основным активом является Антипинский НПЗ (совладельцами компании являются Дмитрий Мазуров и сокурсник Владимира Путина юрист Николай Егоров), и другие. Источник в ЛУКОЙЛе сообщил, что на днях они получили предложения от трех независимых и одной вертикально интегрированной нефтяной компании. По его словам, ЛУКОЙЛ также готовит предложения для иностранных инвесторов, в частности для китайской CNPC. Вырученные от продажи деньги компания намеревается вложить в проекты по добыче в России, которые сейчас более рентабельны, чем переработка, считают эксперты.
В пресс-службе ЛУКОЙЛа не подтвердили и не опровергли подготовку продажи Ухтинского НПЗ и сети АЗС и не стали комментировать список претендентов на эти активы. «Компания стремится к оптимизации своих активов в зависимости от рыночной ситуации», — пояснил ее официальный представитель.
Аналитики считают, что Ухтинский НПЗ может стоить не более $50 млн. «Едва ли он стоит больше $50 млн. Сохраняется большая неопределенность по поводу рентабельности наименее модернизированных заводов; сейчас она находится на рекордно низком уровне, и в текущем году подобные НПЗ будут балансировать на грани рентабельности», — полагает директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. Учитывая мультипликатор, при котором продавался Марийский НПЗ, Ухтинский НПЗ может стоить $150–200 млн, если ЛУКОЙЛ в рамках сделки обязуется сохранить действующий механизм поставки нефти и сбыта мазута, говорит управляющий директор Advance Capital Карен Дашьян. Аналитик ВТБ Капитал Екатерина Родина считает, что прибыльность активов в секторе нефтепереработки существенно сократилась за последние два-три года в связи с проводимым налоговым маневром и ухудшением макрообстановки. Она полагает, что стоимость завода будет существенно зависеть от дополнительных условий сделки (поставка нефти, обязательства по поставке нефтепродуктов и т.п.), если они будут.
Ухтинский НПЗ
Производство с текущей мощностью 4 млн т нефти ввели в эксплуатацию в 1934 году, в 1999 году оно вошло в состав ЛУКОЙЛа. В 2014 году вице-президент и совладелец компании Леонид Федун оценивал стоимость завода в $114 млн, указывали «Ведомости». Согласно сайту завода ежегодно предприятие производит 1 млн т дизельного топлива и 500 тыс. т бензинов класса Евро-5. Из общего количества продукции 45% приходится на светлые нефтепродукты и 37% — на мазут, завод также выпускает битумы. Глубина переработки составляет 63%. ЛУКОЙЛ еще в марте 2015 года хотел закрыть этот завод из-за нерентабельности в связи с повышением пошлины на мазут в ходе налогового маневра. Чистая прибыль Ухтинского НПЗ в 2015 году составляла около 3 млрд руб., а в 2016-м упала до 450 млн руб., говорится в материалах ЛУКОЙЛа. Доходность АЗС компании также снизилась, хотя и не так значительно: EBITDA розничного топливного бизнеса в первом квартале 2016 года составила 9,2 млрд руб., а по итогам того же периода 2017 года ожидается около 1,4 млрд руб. (падение на 85%).
Потенциальные покупатели
Помимо «РуссНефти», «ФортеИнвеста» и «Нового потока» заинтересованными в покупке Ухтинского НПЗ могут быть, по данным источников РБК, структуры бизнесмена Алексея Хотина (владеет, в частности, 29,9% акций Exillon Energy), компания «Енисей» (владеет НПЗ в Усинске мощностью 2,5 млн т нефти и нефтедобычей в Ненецком округе и Коми). По данным СПАРК, «Енисей» принадлежит швейцарским и британским структурам. Forbes называл бенефициарами «Енисея» сына руководителя «Росатома» Сергея Кириенко — Владимира, которому принадлежит около 40% компании, и Джахан Поллыеву (руководила секретариатом Кириенко, когда тот был премьер-министром) с пакетом в 10%. Сейчас Поллыева, бывший спичрайтер Дмитрия Медведева и Владимира Путина, является руководителем аппарата Госдумы.
«Роснефть», по словам источника РБК в компании, не интересуется перерабатывающими активами, довольствуясь собственными и недавно приобретенными НПЗ «Башнефти». В пресс-службе «Роснефти» не ответили на запрос РБК. То, что госкомпания не изъявляла желания приобрести активы, подтвердил собеседник в ЛУКОЙЛе. Пресс-секретарь «Газпром нефти» интерес компании к заводу и АЗС конкурента не комментирует. Источник РБК в компании утверждает, что ей не интересно приобретать ни завод, ни АЗС единым лотом, поскольку Ухтинский НПЗ требует серьезных инвестиций в производство светлых нефтепродуктов и находится далеко от месторождений «Газпром нефти». Представители «Сургутнефтегаза» и «РуссНефти» не ответили на запрос РБК. С «Новым потоком» и Хотиными связаться не удалось.
В нагрузку с нефтью
Менеджер производственного блока одной из дочерних структур ЛУКОЙЛа утверждает, что завод может быть интересен покупателю, в случае если продавец обещает ему контракт на поставки собственной нефти и возможность продажи мазута для переработки на расположенный неподалеку НПЗ «Пермьнефтеоргсинтез». Без обеспечения завода сырьем у него будет слишком дорогая логистика поставок. Перепрофилировать же его под рост выработки бензина или дизельного топлива собеседник считает слишком затратным.
По сравнению с уровнем цен 2014 года Ухтинский НПЗ, несмотря на инвестиции ЛУКОЙЛа в его модернизацию, мог обесцениться в несколько раз, считает генеральный директор «Аналитики товарных рынков» Михаил Турукалов. Главной причиной он называет последствия налогового маневра, из-за которого производить мазут стало убыточно. Покупать Ухтинский НПЗ вместе с заправками в Центральной России, по его мнению, невыгодно из-за логистики: Ухтинский НПЗ ориентирован на рынок cевера европейской части и не присутствует на рынке Центральной России.
Иностранным инвесторам (в том числе китайским) вряд ли будут интересны Ухтинский НПЗ и заправки ЛУКОЙЛа единым лотом или по отдельности, полагает портфельный управляющий Asset Management Сергей Вахрамеев. Главными причинами он назвал большие затраты на модернизацию (дешевле построить новый НПЗ) и отсутствие возможности поставлять дешевую нефть на завод, а также достаточное количество нефтепродуктов на заправки при покупке активов одним лотом. Российские же компании сталкиваются ровно с тем же падением доходности переработки, что и ЛУКОЙЛ, поэтому вряд ли захотят покупать активы по рыночной цене, размышляет эксперт. Он считает, что вложения в разведку и добычу нефти для ЛУКОЙЛа более рентабельны.
Фото: unp.lukoil.ru