Священник из Ухты выступил на научном форуме в Санкт-Петербурге

В этом значимом форуме принял участие настоятель Свято-Стефановского храма Ухты протоиерей Евгений Александров.


Неподалеку от Тучкова моста, на изломе течения Невы, в историческом центре Санкт-Петербурга, в сердце Васильевского острова расположен конгресс-холл «Васильевский». Красивое величественное серое здание, омываемое водой двух рек, являет собой остров надежности, на котором, помимо всего прочего, можно почувствовать истинный романтизм Петербурга, как города-порта. Во дворце площадью более 6000 тысяч кв. м расположились около тридцати залов, принимающих участников конференций, тематических лекций или мастер-классов. Каждый, побывавший здесь, поражен величием и красотой внутреннего убранства здания. Великолепная роскошная люстра, картины на стенах и общее цветовое решение дают посетителям ощущение прикосновения к высокой культуре. Да и названия залов – Софийский, Михайловский, Георгиевский – греют сердце теплотой православной веры.


Неудивительно, что историческая межрегиональная конференция прошла  в этом замечательном центре. Историки, этнографы, лингвисты, религиоведы, духовенство, психологи, культурологи и краеведы из Ленинградской области, Санкт-Петербурга, Петрозаводска и Ухты обсуждали историю Карельского перешейка, различных конфессий, а также важнейший вопрос – как народная и религиозная жизнь отображается в искусстве и массовой культуре и как это влияет на национальную идентичность.


После регистрации участников и вручения памятных подарков заседание открыл Владимир Казаков – консультант Комитета Ленобласти по межнациональным и межконфессиональным отношениям и непосредственный руководитель конференции. Он отметил значимость религиозной составляющей жизни малочисленных коренных народностей Северо-Запада, подчеркнул, что предстоящая конференция – это, прежде всего, научный форум, на котором можно обменяться мнениями, узнать для себя что-то новое и, конечно же, основываясь на полученных знаниях, решить возникающие вопросы и проблемы.


Поднимаемые специалистами темы, с точки зрения человека, далекого от научной деятельности, преподносились вовсе не скучным научным языком, а были понятны всем. Состав участников конференции говорил сам за себя. В форуме участвовали: завотделом этнографии восточных славян и народов европейской России Музея антропологии и этнографии А.И. Терюков с докладом «Этноконфессиональная история Карельского перешейка»; кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Российского этнографического музея Н.М. Романова рассказала о деятельности Петроградского Комиссариата по делам национальностей в послереволюционные годы. Кандидат исторических наук (СПГУ) А.Г. Новожилов коснулся темы лютеранской и православной жизни народностей сету, води и ижоры во второй половине XIX века, христианской миссионерской деятельности среди эстонцев. В докладе прозвучало, земли малых народностей стали ареной борьбы между конфессиями. Води и ижоры – православные народы со времен  Средневековья, тем не менее, и их коснулась политика протестантизма. На рубеже веков лютеранские священники доказывали свою самостоятельность и равноправие финляндской и шведской систем. Доклад З.И. Строгальщиковой, старшего научного сотрудника Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН, был посвящен тесной духовной связи между митрополитом Московским и всея Руси Макарием и святым преподобным Александром Свирским, с которого началась вторичная христианизациям Северного края. Период миссионерства святителя Стефана Пермского и преподобного Александра Свирского назван выступающим «русским предвозрождением». Зачастую духовные подвиги оттеняли даже подвиги воинские, а их взаимосвязь в истории также значима, как и между духовными соратниками Кириллом и Мефодием или Борисом и Глебом.


Особо хочется отметить научный труд доктора филологических наук Карельского научного центра РАН, поэта Нины Зайцевой. Член Общества финляндской литературы, Общества Калевалы, финно-угорского общества Нина Григорьевна многие годы своей жизни посвятила литературным переводам русскоязычных изданий на вепсский язык, но что самое ценное и весьма сложное – она перевела на язык вепсов богослужебные православные книги. В 1991 году с благословения патриарха Алексия, она начала весьма кропотливую работу, и сегодня на вепсский язык переведены детская Библия, Новый Завет, Деяния апостолов и Псалтирь. Нина Григорьевна разделила работу на четыре важных этапа: необходимо было выбрать опорный диалект, разработать орфографию, развить стилистику, обогатить лексику и терминологию. Автор рассказала о новых вепсских словах, изобретённых лично ею (например, таких как «праведник», Иисус, «воскресший»), сегодня эти слова вошли в вепсские словари, а ее труд оказался настолько «народным», что многие думают – это старые, давно существующие, а не придуманные Н. Г. Зайцевой. В конце своего выступления докладчик прочла молитву «Отче наш» на вепсском языке, очень мелодичном и мягком, немного похожем на финский и чуть-чуть на эстонский.


Республику Коми на конференции представил благочинный Удорского церковного округа Сыктывкарской и Воркутинской епархии протоиерей Евгений Александров. В первый день форума он выступил с докладом на тему «Новомученики Российские, в земле Коми просиявшие», сделав исторический обзор христианизации нашего северного края. Отец Евгений рассказал о причислении к лику святых христиан, которые во времена репрессий и гонения на Церковь проявили свою твердость в вере, о предпосылках канонизации двух жителей Удорского района Республики Коми – таковыми стали мученик Михаил Ерогодский и священномученик Григорий Бронников.



Помимо докладов и презентаций на второй день прошел круглый стол, на котором обсудили исторические вопросы и ценностно-религиозные основы отечественной духовной культуры. Протоиерей Евгений Александров ответил на многочисленные вопросы, связанные с этноконфессиональным положением на территории Сыктывкарской и Воркутинской епархии. Участников особенно интересовала деятельность сект, тема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и сохранения его в православной традиции. Было интересно наблюдать за личным общением православного священника с представителем Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии (российская лютеранская церковь скандинавской традиции), большинство приходов которой расположены на территории Ленинградской области и Карелии. (Ингрия — так начиная с XII века называлась территория по обе стороны Невы между Карельским перешейком и Эстонией. Ингерманладия («Ингрия, Ижора, Ижорская земля»; швед. Ингерманланд; фин. Инкери; эст. Ингери; др.-рус. Ижера) – этнокультурная и историческая область на северо-западе современной России).


После конференции ее участники посетили Государственный музей истории религии, побывав в выставочном зале, посвященном одному из важнейших политических деятелей в истории Российского государства – великому князю киевскому Владимиру Святославичу, крестителю Руси.


Все участники научно-практической конференции сошлись в едином мнении, что живое общение между людьми позволяет нам быть услышанными друг другом, и что главной задачей в сфере межконфессиональных отношений является стабильность и создание уважительных отношений.