Сергей Удалов, исполнительный директор агентства «Автостат»:
— Российские поставщики деталей для АвтоВАЗа рассчитывают, что смена руководства компании поможет росту доли отечественных деталей в автомобилях концерна. А это в свою очередь приведет к снижению цен на них на 5-7 процентов.
Сегодня даже в тех марках и моделях машин, которые мы привыкли называть «исконно российскими», может быть от 10 до 30 процентов иностранных запчастей.
В то же время сегодня сложно точно оценить долю российских деталей в российских машинах в целом по рынку. Есть такие крупноузловые детали, которые собираются из практически полностью российских комплектующих, но при этом целый ряд компонентов — импортные. Например, бампера. Основа — полностью иностранная, а навесные детали, допустим, отечественные. И какой считать эту деталь — нашей или заграничной? Есть другой вариант — материал-металл, делается в Корее, а сборка, штамповка — наша.
В то же время на российских моделях, на том же АвтоВАЗе, — 70-80-90 и более процентов деталей произведено внутри России. Иномарки, которые собраны у нас в стране, в среднем по рынку обладают 20-35 процентной локализацией.
Есть и рекордсмены и антирекордсмены. Например, по оценкам 2015 года, Renault Logan многими назывался чемпионом по локализации в стоимостном выражении, так как на 74 процента состоял из российских деталей. В то же время, интересно, что брутальный российский внедорожник UAZ Patriot состоит из импортных деталей практически на 50 процентов.
Все остальные марки — посередине. При этом Lada Largus русская на 70 процентов, калужский Volkswagen Polo приблизительно на 60 процентов, а Toyota Camry — на 30-35 процентов.
А почему не 100 процентов?
В России зачастую нет необходимых компонентов 2-3 уровня или материалов (1 уровень — это когда собирается целиком какой-то узел и целиком ставится на автомобиль, 2 уровень — детали для сборки узлов, а 3 — более мелкие детали вплоть до болтов и шурупов с клипсами). Основная причина в том, что российский рынок не был достаточно большим по объему, чтобы на месте производить все материалы.
Да и не нужно это. Уже есть высокопроизводительное оборудование, которое может производить миллионы деталей. Стоит оно, допустим, в Китае и делает эти детали для многих рынков. И нет смысла этот станок иметь у нас. Нормальное современное разделение труда.
Если же говорить о том, что мы все-таки должны увеличивать производство машин внутри России, то увеличивать производство деталей внутри страны тоже нужно. А для этого необходимо на государственном уровне осуществлять поддержку производителей компонентов с точки зрения налоговых и других льгот.
Фото: expert-cars.ru