Соответствующий вопрос обсуждался сегодня в ходе заседания регионального Правительства.
Одним из путей решения вопроса, как отметил В.Абулгафаров, является смена способа реализации программ со строительства жилья на выкуп или приобретение жилых помещений с последующим предоставлением их гражданам и достройка домов силами более надежных подрядчиков. Кроме того, предлагается передать часть проблемных контрактов на республиканский уровень — в Коми республиканский инвестиционный центр при Минархстрое Республики Коми.
«Любой из этих способов требует совместных усилий всех уровней власти республики. Есть нерешённые вопросы как правового, так и финансового характера. Поэтому муниципалитеты должны работать в этом направлении максимально активно», — подчеркнул В. Абулгафаров.
Врио Главы Республики Коми Сергей Гапликов поручил региональному Министерству архитектуры и строительства совместно с администрациями городов и районов проработать отдельно каждое из обозначенных направлений с учётом имеющихся возможностей и исходя из специфики территорий.
Пресс-служба Главы Республики Коми публикует выдержки из доклада исполняющего обязанности министра архитектуры и строительства Республики Коми В.Абулгафарова.
«Уважаемый Сергей Анатольевич [Гапликов, врио Главы Республики Коми — прим.], Уважаемый Владимир Алексеевич [Тукмаков, Председатель Правительства Республики Коми — прим.]! Уважаемые коллеги!
Цель моего доклада — проанализировать промежуточные результаты работы за год, отметить положительные моменты и остановится на отрицательных, на основе данного анализа выработать муниципальным образованиям рекомендации для учета в дальнейшей работе по реализации программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
В программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда принимают участие 17 муниципальных образований, планируется переселить 8556 граждан из 776 многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года аварийными.
На эти цели предусмотрено более 5 миллиардов рублей, из них:
— 57 процентов составляют средства консолидированного бюджета Республики Коми;
— 43 процента — средства Фонда.
Первый этап — 2013-2014 годы. В рамках реализации первого этапа программы в 17 муниципальных образований планировалось переселить 3630 граждан. Объем расселяемой площади — 65340 квадратных метров.
В срок уложились только три. Это Воркута, Сосногорск и Усть-Куломский район.
Год назад оставшиеся 14 муниципалитетов приняли на себя обязательства завершить первый этап в 2015 году. В реальности по состоянию на 1 декабря 2015 года обязательства выполнены только в 8: МО ГО «Усинск», МО МР «Ижемский», МО МР «Княжпогосткий», МО МР «Койгородский», МО МР «Корткеросский», МО МР «Прилузский», МО МР «Сысольский», МО МР «Усть-Вымский».
Еще 6 муниципальных образований: Сыктывкар, Ухта, Печора, Сыктывдинский, Троицко-Печорский и Удорский районы — на данный момент свои обещания не сдержали.
У нас есть графики, подготовленные и подписанные главами (руководителями) администраций этих муниципалитетов.
Сыктывкар, Ухта, Сыктывдин и Удора согласно этим графикам должны успеть достроить дома и ввести их в эксплуатацию до конца декабря этого года. Насколько это реально — время покажет.
Ухта уже признала, что в график не укладывается, и строительство домов по первому этапу будет продолжено в 2016 году.
Есть сомнения по Сыктывдинскому району.
Самые проблемные — Печора и Троицко-Печорский район.
Ситуация, сложившаяся там, известна, обсуждается еженедельно на селекторных совещаниях. Вопрос состоит в том, каким образом из этой ситуации выходить.
Об этом в своем содокладе расскажет руководитель администрации Печоры Соснора Андрей Михайлович.
За неисполнение Республикой Коми целевого показателя 2014 года Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства выставил штрафные санкции в размере 61 миллиона рублей, денежные средства взысканы с муниципальных районов, не выполнивших целевой показатель 2014 года.
Хочу еще раз обратить внимание всех: при невыполнении показателей первого этапа до конца текущего года республика должна будет вернуть средства, полученные от Фонда, в объеме невыполнения: на сегодняшний день более 214 миллионов руб.
В концу текущего года должен быть завершен второй этап программы. На 15 декабря из 11 участников второго этапа есть результат только у Усть-Вымского района: сдано в эксплуатацию 3 дома и переселено 33 человека. Еще 2 дома введено в эксплуатацию в Сысольском и Сыктывдинском районах 2 декабря.
При этом 2 муниципалитета обещают завершить переселение в плановый срок. Это Сыктывкар (один дом из двух) и Сыктывдинский район.
Ухта, Воркута, Усинск, Княжпогостский, Корткеросский и Троицко-Печорский районы и Сыктывкар (по одному дому) собираются завершить второй этап программы в первом квартале 2016 года, а Печора — в июле 2016 года.
Плановые показатели третьего этапа программы (2015-2016 г.) — переселить 1460 граждан из 139 многоквартирных аварийных домов.
По III этапу программы за недостижение целевого показателя 2014 года Фондом было приостановлено финансирование в размере 530 миллионов рублей. После сдачи Республикой Коми уточненных отчетов размер приостановки уменьшен на 248,5 миллиона рублей.
В 2015 году планируется ввести в эксплуатацию 5400 квадратных метров или 20,2 процента от целевого показателя третьего этапа программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Таким образом, возможность получения финансовой поддержки Фонда содействия реформированию ЖКХ полностью зависит от того, сможем ли мы достичь показателей I этапа.
Запланированные работы по реализации третьего этапа осуществляются по графику. Далее в своем докладе руководитель Администрации Сосногорского района поделится опытом организации работы в районе.
В заключение хочу назвать основные причины возникновения проблемы:
— тактическая ошибка при планировании количественных показателей программы по этапам;
— отсутствие системного подхода к решению проблем;
— низкая исполнительская дисциплина органов местного самоуправления;
— неготовность строительного комплекса к выполнению в короткие сроки значительных объемов работ (прежде всего в Печоре);
— сезонная труднодоступность районов, ограниченность сроков завоза необходимых строительных материалов в ряде муниципалитетов.
Надо признать, что и министерство, со своей стороны, недостаточно жестко контролировало ситуацию, не всегда успевало вовремя вмешаться, подключить так называемый «административный ресурс».
Какие пути решения нам видятся:
1) смена способа реализации программы со строительства на выкуп или приобретение жилых помещений и переселение граждан из аварийного жилищного фонда в приобретенные помещения;
2) достраивать незавершенные дома силами более надежных подрядчиков;
3) передать часть контрактов на республиканский уровень — в Государственное казенное учреждение «Коми республиканский инвестиционно-строительный центр».
Любой из этих способов требует совместных усилий всех уровней власти республики. Есть нерешенные вопросы как правового, так и финансового характера. Поэтому муниципалитеты должны работать в этом направлении максимально активно.
Спасибо за внимание.
Фото: socprog12.ru