Война внесла свои жесткие коррективы и в производственную жизнь. Сократились капитальные вложения, велась борьба за экономию средств, материалов, снижение себестоимости. Множились трудности технического снабжения. Не было многих нужных материалов. Положение иногда было просто критическим. Но тем шире развернулось творческое движение рационализаторов и изобретателей. Шахтерские лампы, электроды, гвозди, запасные части к станкам и автомашинам, изоляционная лента, корундовые и карборундовые круги, десятки заменителей и многое другое научились делать на шахте из утиля и отходов производства. Сэкономили большое количество дефицитных материалов, металла и денежных средств. 108 ценных предложений реализовано на шахте в 1943–1944 годах, внедрение которых в производство дало до двух миллионов рублей экономии.
В целях удешевления, упрощения и ускорения строительства подъездных путей ко второй и третьей нефтешахтам вместо гравийных дорог были построены лежневки усиленного типа общей протяженностью 6,3 километра. Это сократило затраты труда и средств в три раза, что крайне важно в условиях войны. Строительство производственных зданий и рабочих общежитий велось в каркасно-засыпном исполнении.
На III промысле было организовано извлечение металлических обсадных труб из бездействующих скважин. Но это не решило проблемы. Конструктор ремонтных мастерских Иван Антонович Кривомазов нашел выход. Он предложил делать деревянные обсадные трубы. Начальник нефтешахты № 1 Федченко Василий Кириллович, механик цеха подземных работ, а затем главный механик НШ-1 Мишаков Владимир Никифорович и главный инженер НШ-1 Звягин Павел Захарович поддержали эту идею.
Приказом № 169 от 11 марта 1942 года по Ухижемстрою был объявлен конкурс на освоение обсадных деревянных труб для подземного бурения. Условия конкурса были напечатаны в газете «За ухтинскую нефть». Согласно техническим характеристикам трубы должны были изготавливаться из цельного бревна сосны или ели и иметь следующие размеры: наружный диаметр 118 мм, внутренний диаметр 92 мм, длина трубы 2,3 – 2,5 м, соединение труб должно быть металлическим, не более 118 мм. Отходы от дерева при обработке труб шли на нужды хозяйства. Были установлены две премии: первая – 1 500 рублей, вторая – 750 рублей. Итоги конкурса были подведены в декабре 1943 года.
Разработали и наладили выпуск деревянных обсадных труб на НШ-1 инженеры Штейн В. И. и Кривомазов И. А. Приказом начальника Ухткомбината от 2 декабря 1943 года им объявлены благодарности и выданы денежные премии. За годы войны изготовлено более 40 тысяч труб для обсадки подземных скважин. Идея конструктора И. А. Кривомазова, им разработанная и осуществленная, была сродни боевому подвигу.
В музее истории ярегских нефтяных шахт можно увидеть такие обсадные трубы и многие другие экспонаты, свидетельствующие о самоотверженном труде нефтяников Яреги во имя великой цели – Победы.
Фото: gazetasv.ru