«Врач из Шудаяга может получить миллион»

– Надежда Борисовна, Вы недавно побывали в Ухте. Какие проблемы взяли на заметку? 

– Проблемных вопросов прозвучало немало. Для себя выделила два основных: это здравоохранение и обеспечение землей многодетных семей. 

Вы наверняка наслышаны, что в январе многодетные семьи, в которых старший ребенок достиг 18 лет, из очереди были исключены. Это несправедливо по отношению к тем, кто ждал несколько лет, но так и не успел получить землю. 

Депутаты подключились к решению этой проблемы, и 18 февраля на сессии внесли изменения в республиканские законодательные акты. Теперь достижение ребенком возраста 18 лет не является основанием для снятия с учета. 

Причем поправка устанавливается на правоотношения, возникшие с 1 марта 2015 года.

 – Здравоохранение – больная тема для Ухты. Кадровый голод в учреждениях города выше, чем в среднем по республике. Как будет решаться эта проблема? 

– Вопросы обеспечения медицинских учреждений врачебными кадрами находятся на постоянном контроле депутатов Госсовета Коми. Чтобы привлечь и удержать специалистов, в республике с 2013 года в СГУ начали готовить по специальности «Лечебное дело», а в 2014 году создан Медицинский институт со всей необходимой научно-образовательной инфраструктурой. 

Прием студентов ведется в рамках контрактной подготовки за счет средств регионального бюджета. Мы прекрасно понимаем, что привлечь специалистов в отрасль можно за счет обеспечения их жильем, и в этом плане сделано немало. 

Начиная с 2012 года медработникам со средним медицинским образованием, прибывшим на работу на фельдшерско-акушерские пункты в сельской местности, из республиканского бюджета предоставляют единовременные компенсационные выплаты в размере 350 тысяч рублей. А с 2014 года единовременные компенсационные выплаты в размере 500 тысяч рублей стали предоставляют медработникам, прибывшим на работу в поселки городского типа. За два года только в поселках Ухты такие выплаты получили более десяти врачей. 

Кроме того, единовременные компенсационные выплаты в размере 100 тысяч рублей предусмотрены для сотрудников, принимаемых на квотированные рабочие места по наиболее востребованным специальностям. Большим подспорьем для молодых врачей, решивших обустроиться на селе, стала программа «Земский доктор», которая предусматривает подъемные в размере одного миллиона рублей. (Их уже получили более 140 молодых специалистов.) 

В этом году программа будет продолжена. Причем возраст врачей, которые могут рассчитывать на подъемные, увеличен до 50 лет, и речь идет уже не только о селе, но и поселках городского типа. То есть врач, приехавший работать в Шудаяг, вполне может на них рассчитывать. 

– Это хорошо. А когда в том же Шудаяге будет построен хирургический корпус? 

– Проектная документация по объекту готова, положительное заключение госэкспертизы получено. Но по оценкам специалистов, на строительство объекта нужно 3,3 миллиарда рублей. В сегодняшних экономических условиях сумма для бюджета республики неподъемна. Бюджетные инвестиции в объекты капстроительства в этом году снижены по сравнению с 2015 годом в два раза (на 1 495 843,7 тысячи рублей). 

Основной объем средств будет направлен на финансирование уже начатых объектов. По отрасли «Здравоохранение» среди них остался лишь санаторий в Серегово. Тем не менее острая необходимость хирургического корпуса в поселке Шудаяг известна, его строительство ни в коем случае с повестки дня не снимается. 

– Для Ухты очень актуальна также тема экологии: это и качество воздуха, и бытовые свалки… Работает ли Госсовет Коми в этом направлении? Когда у нас появится у нас своя законодательная база по раздельному сбору и утилизации мусорных отходов? 

– Давайте разобьем вопрос на две части. Начнем с отходов производства и потребления. Конечно, всех нас беспокоит решение проблем в части закрытия старых переполненных свалок, обустройства тех, которые еще можно использовать, и строительства новых мусорных полигонов с выводом земель под ними из лесного фонда. Кроме того, требует решения ситуация с внесением мусорных полигонов в госреестр объектов размещения отходов. 

Эту проблему депутаты поднимали еще в 2014 году. Чтобы существующие свалки можно было использовать дальше, их надо узаконить. Ну и самый важный вопрос на сегодня – это изменения федерального законодательства об отходах, вступившего в силу с 1 января 2016 года. Теперь функции организатора деятельности по обращению с отходами переходят с муниципального на региональный уровень, это влечет за собой принятие новых законодательных актов. 

На рынке предоставления услуг населению должен появиться Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. В связи с этим сейчас важно определить, как на практике будет работать оператор, будет ли он в республике один или их будет несколько, какой из исполнительных органов власти будет курировать это направление и главное, как это повлияет на простых граждан? 

Собственник частного жилого дома, например, теперь должен заключать договор с Региональным оператором на сбор, транспортирование, обезвреживание и захоронение бытовых отходов… Задача органов государственной и муниципальной власти эти законодательные изменения воплотить в жизнь спокойно, не допуская ухудшения ситуации со сбором отходов. После решения этих задач можно прорабатывать вопросы раздельного сбора и утилизации. Теперь о состоянии атмосферного воздуха. Напомню, что именно по инициативе Госсовета в мае прошлого года в Ухте прошло рабочее совещание по проблемам, связанным с выбросом загрязняющих веществ. 

По итогам совещания были разработаны рекомендации по совершенствованию системы наблюдения за качеством атмосферного воздуха. Администрациям Ухты и Сосногорска рекомендовано рассмотреть вопросы, связанные с утверждением санитарно-защитных зон предприятий и промышленных зон на своих территориях. Руководству компаний нефтегазового комплекса – в полном объеме выполнять природоохранные программы предприятий и своевременно информировать надзорные органы об аварийных выбросах. Создана рабочая группа по общественному контролю за охраной атмосферного воздуха на территории Ухты, которую возглавил руководитель администрации. 

– Грядущий переход на расчеты за электроснабжение с применением социальной нормы потребления может вызвать волну недовольства, согласны? 

– Эту тему мы обсуждали не раз. Вывод один: введение социальной нормы энергопотребления в том виде, который предусмотрен правительством РФ, сейчас преждевременно и, скорее всего, малоэффективно. Практика применения социальной нормы в «пилотных» регионах, а также анализ ситуации с потреблением электроэнергии в Коми показывает, что не негативные последствия социального характера действительно возможны. При том что экономический эффект будет минимальным. 

Именно поэтому группа парламентариев подготовила Обращение Госсовета Коми к правительству России. Документ был рассмотрен и одобрен на сессии 18 февраля. Депутаты предлагают предоставить право регионам самим определять необходимость введения социальной нормы, а также разрабатывать нормативно-правовые акты, позволяющие определять методику ее расчета. 

– Мы продолжаем жить в условиях кризиса. Интересно, стоит ли в повестке дня тема секвестра бюджета республики? Он ведь и без того скудный. 

– Проекты законов, предусматривающие изменение параметров республиканского бюджета в Госсовет, не поступали. Кроме того, я не соглашусь с заявлением о скудности бюджета. И доходы, и расходы на 2016 год практически сопоставимы с прошлогодними. Общий объем доходов на 2016 год предусмотрен в объеме 59,2 миллиарда рублей, в том числе безвозмездные поступления – 4,5 миллиарда рублей. При этом еще не полностью распределены средства федерального бюджета между регионами, и этот процесс будет осуществляться в течение года. Как и в предыдущие годы около 70% бюджетных расходов будут направлены на финансирование отраслей социальной сферы.

 – Как Вы считаете, почему у нас такой дорогой бензин? Цены едва ли не самые высокие по России? 

 – Рост потребительских цен на все виды товаров и услуг, согласно данным Госкомстата, в 2015 году наблюдался в целом по всей России. В том числе на автомобильный бензин. В сравнении с субъектами Северо-Запада, в Коми цена на бензин сравнима со средней ценой по округу в целом. Так, по состоянию на 25 января 2016 года средняя цена по Северо-Западу составляла 35,5 рубля за один литр бензина, средняя цена по Коми – 36,0 рубля. 

Для сравнения в Мурманской области – 36,36 рубля, Ямало-Ненецком автономном округе – 39,4 рубля, Вологодской области – 36,6 рубля. В самих компаниях говорят, что на цены влияют и падение мировых цен на нефть, и повышение налога на добычу полезных ископаемых, и снижение экспортной пошлины на нефть, и повышение акцизов на бензин, и другие факторы. При этом цены на нефтепродукты формируются на основе рыночного механизма конкуренции. 

– 15% предпринимателей малого и среднего бизнеса республики зарегистрированы в Ухте, и в то же время с 2013 года от предпринимателей города не было ни одной заявки на получение грантов от Минэкономики РК. Это, как минимум, странно. Если до этого не доходят руки у депутатов городского Совета, то, может, их подтолкнут депутаты Госсовета?

 – Наверное, напомнить чиновникам мэрии о необходимости поддерживать малый и средний бизнес надо общими усилиями. Я попрошу наших депутатов, представляющих Ухту, проработать этот вопрос с администрацией города. Но и местных депутатов призываю активизироваться. Пусть пригласят на заседание ответственных за реализацию мер поддержки предпринимателей, заслушают отчет о том, насколько эффективно осуществляется эта деятельность, на каком этапе тормозится муниципальная программа. Надо дать слово и представителям бизнеса, чтобы совместными усилиями создать план действий, который сможет поправить ситуацию. 

– В этом году республика будет отмечать 95-летие. Как готовится к этой дате Госсовет Коми?

– По этому случаю будут традиционные торжественные мероприятия, и, конечно, приятные праздничные сюрпризы. Несмотря ни на что, я уверена, республика достойно отпразднует и свое 95-летие, и 100-летие.

 



Фотографии пресс-службы Госсовета РК